Культура Древнего Рима
Древнее латинское слово cultura (уход, возделывание, воспитание) было
настолько широким понятием, что включало в себя и смыслы, связанные с
современными представлениями о культуре. Термин же "культура"
даже в литературе античности на латинском языке, создававшейся несколькими
столетиями позже классических эллинских произведений, употребляется практически
как синоним греческому "воспитание в соответствии с тради-циями этоса,
нрава-традиции". Представления об истинном этосе (еще в VI-V вв.
до н.э., апеллируя к опыту древности, рассуждали о нем пифагорейцы, Сократ,
Аристофан) менялись неоднократно, но всегда сохранялась привя-занность
к типу отвечающего прекрасному строю Космоса "человека воспи-танного",
который, являясь добродетельным и верным гражданином, зани-мает свое "естественное
место". Признавая множественность природных различий между людьми,
античная эпоха наделяла их всех (уж римлян точ-но) восприимчивостью к
воспитанию. Постановке последнего, собственно, и посвящены грандиозные
политико-воспитательные сочинения Ксенофонта и Платона, политико-воспитательная
деятельность пифагорейцев и стоиков.
Центральное положение воспитания в античной культуре было безуслов-ным.
Именно воспитание отличает человека от животного, эллина от варва-ра,
свободного от раба, философа от черни, был убежден на рубеже III-IV вв.
н.э. Ямвлих.
Культуросозидающая деятельность в античности центрировалась вокруг идеи
воспитания. Воспитывалось же соответствие космическому строю, со-ответствие,
всегда привязанное к местным условиям, к местной традиции и не отрицающее
благородного противостояния слепой стихии судьбы. Имен-но в этом плане
человеческое установление (номос) является естественным продолжением установления
природного (фюсис). Природа охватывает все человеческое, в том числе и
специфически человеческую деятельность, ко-торую ныне мы отождествляем
с культурой. Воспитание - также природ-ный процесс; констатация этого
факта не принижает его, а показывает, сколь широким семантическим спектром
обладало в античности слово "природа". Как только культура открыто
выявляла себя как "вторая реальность" - будь то "первая
софистика" или литературные излишества типа Меценатовых, - античность
обращалась к критике "искусственного".
Свободное время у римлян.
Отдых - после дел, - говорила латинская пословица. Свободным време-нем
римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими ду-ховными
интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это "делами",
а, рассматривая как досуг, как "отдохновение духа". Так что
отды-хать для римлян отнюдь не значило ничего не делать.
Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещение зрелищ.
Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему больше всего
по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов.
Иногда отправлялись просто подивиться на какого-нибудь экзо-тического
зверя. Одни искали тишины и покоя, другие - шумных, неисто-вых развлечений.
Одни удалялись на отдых из города к себе в поместье, а иных манили соблазны
больших городов.
Впрочем, поездки за город требовали целого дня, а то и нескольких дней.
Случалось же, что выпадали только свободные часы, и надо было уметь пра-вильно
их использовать. Такие часы можно было посвятить игре в мяч, кото-рой
римляне предавались еще охотней, чем греки. Играли и взрослые, и мо-лодежь.
Правила игры были, по всей вероятности, такие же, как и в Греции, а в
самой игре видели хорошее средство поддерживать себя в подобающей физической
форме.
Главной спортивной площадкой жителей Вечного города, которой все могли
пользоваться, было Марсово поле, а также комиций, т.е. место на фо-руме,
где проходили народные собрания.
Излюбленным видом отдыха римлян была охота на диких зверей и птиц. Были
также различные забавы, игры, которым они могли предаваться как дома,
так и в гостях, на пирах.
К играм невинным, не вызывающим опасного азарта, относились всякого рода
загадки и головоломки. Ими тешились и взрослые, и молодежь. Напри-мер,
двое играющих быстро показывали остальным по несколько пальцев, и те должны
были сразу же сказать, сколько всего пальцев было показано. Эта простейшая
игра так и называлась - "мелькание пальцев". Очень популярна
была и игра "голова - корабль": надо было угадать, какой стороной
упадет подброшенная монета. Играли также в чет и нечет, подбрасывая некоторое
количество орехов, камешков или игральных костей.
Знали римляне и игру, похожую на шашки: на большой доске двое парт-неров
передвигали по определенным правилам игральные камешки, кости или фигурки,
называвшиеся "латрункули" - наемные воины. Существовало, по
всей видимости, множество вариантов этой игры.
В кости римляне играли так же, как и греки, определяя победителя по чис-лу
очков, выпавших при бросании костей. Сама игральная кость могла быть маленьким
кубиком или шестигранником с углублениями на гранях. Самый неудачный бросок
римляне называли "собакой", как и жители Эллады, са-мый лучший
- Венерой. Азартная игра в кости была в принципе запрещена в течение всего
года за исключением праздника Сатурналий. Однако запреты эти нарушались,
и нарушали их как раз те, кто их вводил. Как бы то ни было, римляне продолжали
увлекаться азартными играми, теряя подчас целые со-стояния.
Поддерживая торговые и иные связи со многими далекими странами и на-родами,
римляне охотно знакомились со всевозможными редкостями и но-винками, привозимыми
оттуда. Специальных музеев, выставок в современ-ном значении этих понятий
в Риме не было: произведения искусства, памят-ники, статуи окружали древних
повсюду. Римляне жили с ними рядом, при-вязывались к ним и энергично противились
любым попыткам перенести, на-пример, какое-нибудь изваяние на новое место.
Время от времени в городе появлялась какая-нибудь новинка, и множество
людей сходилось, чтобы взглянуть на нее. Это могли быть редкие, прежде
не известные здесь образцы растений, могли быть и экзотические звери,
это, наконец, могли быть и люди с непривычным цветом кожи, строением тела,
странными, причудливыми чертами лица.
Еще большей приманкой для зрителей были дикие звери. С ними римляне чаще
всего знакомились постепенно, по мере расширения сферы своих за-воевательных
походов и торговых экспедиций. Зверей в Рим привозили все больше, потребность
в них росла, ведь бои гладиаторов с дикими животны-ми уже стали любимым
развлечением для жителей Вечного города.
На всеобщее обозрение выставлялись не только живые звери, но и скеле-ты,
и отдельные кости, необычные по своим размерам и вызывавшие в памя-ти
древние мифы. В 58 г. до н.э. Эмилий Скавр доставил из Иудеи в Рим ске-лет
некоего морского чудовища: традиция утверждала, что это останки того самого
дракона, которому должны были выдать на съедение Андромеду! В правление
Александра Севера в театре был выставлен скелет кита. С удивле-нием рассматривали
римляне также невиданных прежде крокодилов и беге-мотов.
То, что каждая новинка вызывала всеобщее любопытство, естественно и понятно.
Неприятным явлением было, однако, страстное желание сотен рим-лян поглазеть
на физические уродства, на людей увечных, обделенных судь-бой. А ведь
и такие "подарки" присылались правителям Рима. Так, Августу
привезли из Индии человека без рук, а Нерону преподнесли в дар ребенка
нормальных размеров, но с четырьмя головами. Римский плебс охотно ходил
смотреть на необычайно высоких людей и ,наоборот, на карликов. Малень-ких
человечков держали в домах ради развлечения и даже показывали их публично.
Существовали и другие сомнительные с сегодняшней точки зре-ния обычаи.
В Риме был рынок, где всякий мог купить себе для забавы все, что было
уродливого и притом необычного: людей, родившихся без рук или без ног,
одноглазых или трехглазых, с бесформенными головами, сиамских близнецов.
Сохраняли и выставляли напоказ даже умерших людей, отличав-шихся очень
высоким ростом или необычным телосложением. В эпоху принципата Августа
в садах Саллюстия можно было видеть тела супруже-ской пары великанов.
Плиний старший пишет, что сам наблюдал однажды сохраненные и выставленные
таким образом тела карликов.
Мы знаем, что у древних были разные способы консервации мертвых тел. Когда
в Рим при Клавдии отправили некое неведомое существо, названное "гиппокентавром",
но по дороге, в Египте, оно погибло, тело его законсерви-ровали в меде
и в таком виде привезли, в конце концов, в столицу империи, где и выставили
в императорском дворце. Точно также два века спустя не-коего гиппокентавра
прислали из Антиохии в Рим законсервированным, да-бы император мог на
него подивиться.
Людей ученых, интеллектуалов, литераторов, не так уж привлекали к себе
скелеты крокодилов и живые карлики. Время, свободное от повседневных обязанностей,
они проводили за чтением, литературным трудом или просто отдыхая в тиши
своих поместий. Интерес к бурной интеллектуальной жизни, к публичным чтениям,
дискуссиям пробудили у римлян греческие философы и грамматики, десятками
переселявшиеся в Италию и прежде всего в Рим, начиная с середины II в.
до н.э.
Музыка, пение и танцы.
Как и в Греции, в Италии ни один праздник не обходился без музыки, пе-ния
и танцев. И песнями, и танцами италийцы воздавали почести божествам, как
это делали, например, "арвальские братья" или салии - жрецы
бога Марса, составлявшие коллегию из 12 человек, возникшую еще на заре
рим-ской истории. В первый день месяца, посвященного их богу-покровителю,
салии устраивали торжественные шествия в полном вооружении, распевая свои
песни, которые вместе с песнями "арвальских братьев" положили
нача-ло римской литературе. Движение процессии сопровождалось трехтактной
культовой пляской салиев - триподием, требовавшим от танцоров силы и выносливости,
ведь исполняли пляску в шлеме, с мечом и щитом. И все же музыка, пение
и танец не были в Италии так тесно связаны между собой, как это имело
место в Греции, хотя каждый из этих элементов играл огромную роль и в
религиозных обрядах, и при массовых зрелищах, и в повседневной жизни общества.
Можно говорить, таким образом, о музыке культовой, сце-нической, аккомпанирующей
и даже "концертной". Однако римляне не были так музыкальны,
как греки, поэтому в их музыке рано стали заметны чуже-земные влияния,
проявляющиеся как в тех или иных жанрах музыкальных произведений, так
и в составе музыкальных инструментов.
В Риме всегда было немало музыкантов, композиторов, учителей музыки и
пения, но почти все они происходили или из собственно Греции, или из гре-ческих
городов юга Италии, или из Египта. Профессиональные танцоры и танцовщицы,
выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех
пор, как в Риме стали утверждаться восточные культы и об-ряды (например,
культ Исиды), в них участвовали музыканты, прибывшие оттуда, откуда был
заимствован и сам культ. Зато музыкантами, сопровож-давшими своей игрой
чисто римские обряды, военными музыкантами и те-ми, кто аккомпанировал
актерам на сцене, были преимущественно люди римского или, во всяком случае,
италийского происхождения.
Музыканты, какого бы происхождения они ни были, пользовались в Риме некоторыми
привилегиями в награду за те услуги, которые они оказывали городу своей
игрой или пением во время больших общегосударственных торжеств. Так, в
привилегированном положении находились военные музы-канты, симфониаки
- музыканты, участвовавшие в религиозных церемони-ях, а также те, кто
играл на духовых инструментах. Скабиллярии ("трещо-точники"),
которые на сцене задавали такт хору и танцорам, пользовались у публики
такими же симпатиями, как и самые выдающиеся актеры. Извест-ных музыкантов
и певцов настолько высоко ценили, что им удавалось завя-зывать дружеские
отношения с представителями знатнейших родов.
Помимо таланта, артист нуждался в соответствующем образовании. Его он
мог получить или индивидуально, или в школе, руководимой каким-нибудь
искусным мастером.
Не только исполнителей, но и многие музыкальные инструменты римляне заимствовали
у других народов, в особенности у греков. Из ударных инстру-ментов они
знали кимвал, на котором играли и мужчины, и женщины. В I в.н.э. вместе
с культом Исиды пришел из Египта систр - разновидность трещотки, выгнутая
полоса металла с отверстиями с обеих сторон, в которые вставлялись металлические
палочки, также изогнутые на концах; держа ин-струмент за длинную рукоятку,
им ритмически потряхивали, как погремуш-кой. Скабиллярии в театрах пользовались
ножными кастаньетами, вделан-ными в деревянную подошву наподобие греческого
"крупесиона".
Широко распространены были струнные: лира, кифара и небольшая арфа треугольной
формы - самбука. Среди духовых инструментов первое место занимали различные
виды греческой флейты. Флейтисты выступали даже на народных собраниях.
Известно, например, что трибун Гай Гракх, собираясь обратиться с речью
к согражданам, всегда брал с собой флейтиста, дабы зву-ки флейты воодушевляли
оратора или успокаивали его, когда Гай во время выступления приходил в
чрезмерное возбуждение и терял самообладание. Хорошо знали в Риме и сирийскую
флейту - ее можно было услышать на пирах, где играли и плясали сирийские
флейтистки-танцовщицы.
Пользовались в Риме также всевозможными дудками, свирелями, в том числе
заимствованной у греков многоствольной сирингой. На спортивных состязаниях
звучали трубы: ими успокаивали зрителей, призывая сохранять тишину при
объявлении победителей. Разновидностью витой трубы, слу-жившей для подачи
сигналов в войске, была бурцина; там же применяли и сигнальный рог. В
конном войске сигналы подавали загнутым кверху рож-ком или горном.
Играли в древней Италии и на волынке: музыкантов-волынников упоми-нают
и Марциал, и Светоний.
Музыканты, игравшие на том или ином инструменте, объединялись в кол-легии.
Уже в первые десятилетия существования Рима там среди других профессиональных
объединений была создана и коллегия флейтистов. Царь Нума Помпилий, согласно
традиции, ввел также обычай играть на трубе во время официальных торжеств
- в них участвовали члены коллегии симфо-ниаков.
С течением лет и веков происходило немало изменений и в сфере музы-кального
искусства: совершенствовались инструменты, менялся характер иг-ры. Шли
споры между приверженцами флейты и сторонниками струнных инструментов,
особенно любимых начинающими музыкантами.
Хорошие музыканты и певцы пользовались в Риме большой симпатией слушателей
и зрителей. В одном из своих писем Сенека сетовал на то, что у философов
занимаются и учатся лишь немногие, театр же набит битком и там с жаром
рассуждают о достоинствах музыкантов.Любили в Риме и тан-цы, многие из
которых были греческого происхождения. Без танцоров и тан-цовщиц в Риме
так же не обходились ни пиры, ни публичные зрелища, ни торжественные шествия,
как и без музыки и пения.
Гладиаторские игры.
Гладиаторский поединок был у этрусков частью тризны, которую устраи-вали
родственники умершего, чтобы умилостивить и повеселить его душу. От этрусков
этот обычай перешел в Рим, но довольно поздно: в 264 г. до н.э. сыновья
некоего Брута Перы устроили в память отца бои гладиаторов. Зре-лище показалось
столь необычным и замечательным, что в летопись Рима внесено было число
сражавшихся - три пары - и место, где сражение про-исходило - Бычий рынок.
Трудно сказать, сочтены ли были кровавые по-единки лучшим средством умиротворить
душу, расставшуюся с землей, про-сто ли им увлеклись как захватывающим
зрелищем, но только чем дальше, тем в больших размерах их устраивают:
они растягиваются на несколько дней, в них выступают десятки гладиаторов.
Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась; их
называли "погребальными играми". Все больше, однако, они превраща-ются
только в зрелище, с которым по увлекательности мало что может срав-ниться.
Теренций в прологе к одной из своих комедий рассказывает, как на первом
ее представлении, когда разнеслась весть, что будут гладиаторы, те-атр
сразу опустел: все понеслись сломя голову смотреть их поединки.
В 105 г. до н.э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ.
Отныне государство возлагает на своих магистратов заботу об их организа-ции.
Гладиаторские игры становятся любимейшим зрелищем, и это быстро учли те,
кто хотел выдвинуться. Цезарь в 65 г. до н.э. дал игры, в которых приняли
участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: роскошные иг-ры стали
верным средством приобрести расположение народа и обеспечить голоса на
выборах. В 63 г. был принят, по предложению Цицерона, закон, запрещавший
кандидату в магистраты в течение двух лет до выборов "давать гладиаторов".
Никто, однако, не мог запретить частному лицу "дать" их под
предлогом поминок по родственнику.
Все изменилось при империи. Иператоры не доверяют сенатской аристо-кратии
и неуклонно отстраняют ее от влиятельных должностей. Можно ли было оставить
за ней право по своему усмотрению давать гладиаторские иг-ры?
Август разрешает устраивать эти игры только преторам, и не чаще двух раз
в год, максимальное число гладиаторов не должно превышать 120 чело-век.
Нельзя лишить людей права устраивать игры на поминках, но Тиберий сокращает
на них число гладиаторов. В дальнейшем уже не преторы, а кве-сторы, самые
младшие магистраты, облечены правом устраивать в Риме официальные игры.
Блестящие игры могли давать только императоры: у них для этого все возможности
и никаких ограничений. Август давал игры 8 раз и вывел на арену 10 тыс.
человек. Флавии построили огромный амфитеатр и запретили частным лицам
держать гладиаторов в Риме - это исключительное право императоров. Траян,
празднуя в 107 г. завоевание Дакии, дал игры, длившие-ся 4 месяца; участвовало
в них 10 тыс. гладиаторов.
Императорские запреты относились к Риму и на остальную Италию не распространялись.
Муниципальная знать не обладала ни богатством, ни влиятельностью сенатской
аристократии, представители ее мало что значили за пределами родного города,
и в большинстве своем это были люди, выдви-нувшиеся при новом режиме и
ему преданные. Не было смысла их ограни-чивать, и муниципальные магистраты
и просто богатые влиятельные граж-дане не упускали случая развлечь родной
город боями гладиаторов, чтобы приобрести расположение народа.
Во время республики многие богатые и знатные люди формировали гла-диаторские
отряды из своих рабов. Будущих гладиаторов обучали в специ-альных "гладиаторских
школах". Капуя была излюбленным местом для этих школ. Здесь как раз
находилась и та школа, из которой в 74 г. до н.э. бежало 200 рабов со
Спартаком во главе. Своих гладиаторов можно было продать или отдать внаем
тому, кто устраивал игры. Гладиаторы были хорошей лич-ной охраной в страшное
время конца республики.
Помимо этих высоко стоявших на общественной лестнице людей, сущест-вовала
целая категория лиц, для которых покупка, перепродажа, а иногда и обучение
гладиаторов являлись профессией. Они назывались ланистами (на-звание от
того же корня, что lanius - мясник). Аттика и людей его круга коммерческие
операции с гладиаторами нисколько не позорили, но ланиста считался человеком
запятнанным, а его занятие - подлым.
Состав гладиаторской семьи был пестрым, были здесь и свободные, но большинство
все-таки рабы. Хозяин мог продать своего раба ланисте. Чаще всего это
было наказанием. Гладиаторская школа, рудники и каменоломни были в древности
видами каторги, причем гладиаторская школа считалась более тяжелой. Только
смертная казнь была страшнее.
Прежде чем выйти на арену, новичок проходил целый курс фехтования и обращения
с разного рода оружием. Не все гладиаторы были одинаково воо-ружены и
одинаково одеты. Делились они на тяжеловооруженных, подраз-деляющихся,
в свою очередь, на несколько категорий, и легковооруженных. Последние
были представлены только ретиариями: их вооружение - сеть, которой они
должны опутать противника (от нее они и получили название: сеть по-латыни
rete), трезубец (иногда копье) и кинжал. Сражался ретиарий, строго говоря,
голым: на нем ничего нет, кроме широкого кожаного пояса с металлическими
пластинами, защищавшими живот, и наплечником, который закрывал левое плечо,
руку почти до локтя и поднимался над плечом так, чтобы им можно было слегка
прикрыть голову. Тяжеловооруженные ("фра-кийцы", гопломахи,
секуторы, мурмилоны) защищены лучше. На них надеты шлемы, круглые или
высокие, с гребнем, часто с забралом, закрывающим все лицо (чтобы видеть
и дышать, в нем пробито множество отверстий), и широ-ким "воротничком",
защищающим шею и плечи. Правая рука в толстых ре-менных обмотках или в
железном нарукавнике, на ногах - поножи, над ни-ми - еще кожаные обмотки,
короткие трусы прихвачены толстым кожаным ремнем с металлическими полосами,
который целиком закрывает живот и верхнюю часть бедер. Вооружение "тяжелого"
гладиатора - меч или длин-ный кинжал и щит.
Тяжеловооруженные сражались между собой. Ретиарий никогда не бился с ретиарием;
обычным противником его был мурмилон.
О дне гладиаторских игр сообщалось заранее. На стенах домов крупными буквами
писали объявления. В Помпеях хорошо сохранилось несколько та-ких надписей.
Были и настоящие афиши-листки, в которых сообщались под-робности, касающиеся
игр, имя устроителя, повод, по которому "даны гла-диаторы",
число пар и специальность ("фракиец", ретиарий и т.п.), число
вы-ступлений и побед, одержанных каждым. Такие афишки продавались в большом
числе, и во время игр зрители в них заглядывали.
На арене почти все решал случай. Жребий мог назначить новичку страш-ного
противника; опытный боец мог промахнуться и получить тяжелую ра-ну, и
тут жизнь его зависела от настроения зрителей, если он покорил их сердца,
они требовали раненому пощады - в амфитеатрах поднимался еди-нодушный
вопль "отпустить!", люди махали платками и поднимали большие
пальцы кверху. Если же он не угодил этой прихотливой и капризной толпе,
пальцы опускались вниз, к земле, под крики "добей!". Победитель
поворачи-вал противника лицом вниз и всаживал ему нож в спину или затылок.
Начинались гладиаторские игры торжественным шествием гладиаторов. В пурпурных,
расшитых золотом туниках обходили они кругом арену. Затем начинался поединок,
в котором бились деревянными мечами, показывая только свое искусство.
Иногда на арену спускались фехтовальщики из числа зрителей. После таких
поединков начиналось настоящее сражение. На сцену выносили настоящее оружие:
гладиаторы получали его только на сцене ам-фитеатра.
Официальной наградой победителю была пальмовая ветвь, он пробегал с ней
вокруг арены. Но получал он и более существенные дары. Устроитель вручал
ему денежную награду. Иногда еще щедрее одаряли гладиатора зри-тели: требовали
для него свободы. Юридически освобождение зависело только от хозяина раба
- ланисты или устроителя игр, но требования толпы бывали так настойчивы,
настроение ее становилось столь угрожающим, что приходилось уступать.
Иногда награда была меньшей, но тоже немалой: по-бедителя "опоясывали
мечом" - вручали деревянный меч вроде тех, какими фехтовали в школе.
Гладиатор, получивший этот знак отличия, освобождал-ся от выступлений
на арене. Он оставался в школе, помогал обучать гладиа-торов, а чаще выступал
в роли судьи.
Ремесло гладиатора было презренным. Свободный человек, добровольно поступивший
в гладиаторы, оказывался в положении почти раба. Ювенал считает гладиаторскую
школу последней ступенью человеческого падения. Свободный, определившийся
в гладиаторы, навсегда утрачивал свое граж-данское достоинство, попадая
в разряд "обесчещенных". Какое бы богатство ни выпало потом
ему на долю, он никогда не войдет в сословие всадников, никогда не станет
муниципальным магистратом. Он не может выступать в суде защитником или
свидетелем. Его не всегда удостаивают пристойного погребения. Но об этих
отверженных говорят с восхищением в скромных мастерских ремесленников
и в особняках сенаторов.
Заключения.
Античность завещала последующим эпохам максиму "человек - мера всех
вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в
искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в
са-мом главном - самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные гре-ческие
статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая фило-софия
- образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния рим-ских героев
- примерами красоты гражданского служения и государствен-ного созидания.
В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения За-пада
и Востока в единой цивилизации, преодоления разъединения народов и традиций
в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодо-творно взаимодействие
и взаимопроникновение культур. Одним из результа-тов такого синтеза было
возникновение христианства, родившегося как ре-лигия небольшой общины
на окраине римского мира и постепенно превра-тившегося в мировую религию.
Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать ми-ровую
культуру и науку. Из античности человек вынес мысль о космическом происхождении
и судьбе Земли и рода человеческого, о единстве природы и человека, всех
обитавших и обитающих на нашей планете существ. Разум человеческий уже
тогда достиг звезд. Знания, добытые в античности, показа-ли его огромные
возможности. Тогда были заложены основы многих наук.
Античность стала кормилицей литературы и искусства последующих эпох. Любой
подъем в культурной жизни Средневековья или Нового времени был сопряжен
с обращением к античному наследию. С наибольшей полнотой и мощью это выразилось
в эпохе Возрождения, давшей величайших гениев и великолепные произведения
искусства.
Античные художественные формы, культурные традиции отличаются тем, что
усваиваясь другой культурой, они органично входят в ее плоть и кровь,
становятся "своими". Нас, например, не удивляют подражающие
античным образцам дворянские особняки в российской глубинке. С XVIII в.
дома с классическими колоннами стали неотъемлемой частью русских пейзажей
так же, как имена и образы античных поэтов и писателей - естественной
ча-стью российской литературы и поэзии. Поистине, древние воздвигли себе
"нерукотворный памятник" в самом нетленном и прекрасном материале
- душах людей с вечно живущей в них жаждой прекрасного и высокого.
И в нашем бурном, кровавом, полном страданий, но и великих побед два-дцатом
веке мы осознаем, быть может, как никогда остро единство человече-ства
не только в пространстве, но и во времени. Мы - звено в цепи поколе-ний.
И вслед за многими, жившими до нас, мы с полным основанием гор-дясь движениями
нашего времени и уповая на лучшее будущее, можем по-вторить: "Мы
видим дальше, потому что мы стоим на плечах гигантов". У основания
этой пирамиды жизни - гиганты - дети античного мира и в ми-фологическом,
и в духовном смыслах. Античность подарила человечеству не только сказания
о гигантах, детях Земли и Неба, но и реальных титанов духа, мысли, слова,
искусства и деяний, заложивших фундамент европейской и во многом мировой
- цивилизации.
Античность продолжает жить в нас, питая современную науку и культуру,
проникнув в ментальность современного человека, даже если он не вполне
отдает себе в этом отчет. Античность - основание того мира, в котором
мы живем сегодня.
Список использованной литературы:
1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.-М.-1988.-206
с.
2. Древний Рим. Под ред. А.Мясникова.-СПб: "Автограф".-1996.-
378с.
3. Ильинская Л.С. Древний Рим.-М.-1997.-432 с.
4. Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии.-М.-Л.-1964.-183 с.
|